Кликушество как жанр (интервью)
В вышедшей в эфир в прошлый понедельник программе «Школа злословия» (НТВ) прозвучали огульные, оскорбительные обвинения в адрес нашего издания. Мы попросили участника программы, нашего давнего автора – писателя и историка Игоря ВОЛГИНА – прояснить ситуацию.
– Мне не хотелось бы задним числом комментировать передачу, в которой я имел удовольствие участвовать: французы называют это остроумием на лестнице. Однако на сей случай существует и неплохая русская пословица – «чёрта надо показывать в шерсти». «Таня и Дуня» именно это и показали. У меня было ощущение, что это я пригласил их на свою программу – с тайной и злобной целью скомпрометировать их навеки. Полагают, что Гитлер никогда не стал бы вождём нации, если бы он произносил свои речи с телеэкрана... Коммунистическую власть (в лице Брежнева) окончательно погубил крупный план. Тем более нужно быть осторожней дамам. Эти скорбные гражданские вопли, вздымание рук и трясение копьями (не в шекспировском, разумеется, смысле)... Зачем так страстно уверять себя в собственной правоте, чуть ли не падая при этом в объятия друг к другу? Право, я был чужим на этом празднике жизни.
Хорошо продуманная домашняя заготовка – наезд на «ЛГ»: обвинение её в почвенничестве, антисемитизме, дурновкусии и прочих смертных грехах. Думаю, ради этого и затевался весь сыр-бор. Вообще топать ногами на автора за то, что он печатается в том или ином органе, – неприлично. Не надо брать на себя функции либеральной полиции, выводящей из зала всех несогласных. Комиссаршам в пыльных шлемах давно пора сменить головной убор. Допустим, я могу не разделять некоторые (в первую очередь литературные) мнения «ЛГ», и у меня на этот счёт есть свои претензии. Что же из этого? Почему по цензорскому окрику я должен отказываться от открытой писательской трибуны, от сотрудничества с изданием, где печатаются всегда интересные колонки Ю. Болдырева, П. Басинского, А. Варламова, С. Мнацаканяна, И. Кабыш, статьи А. Ципко , стихи таких замечательных поэтов, как К. Ваншенкин, А. Межиров, Е. Евтушенко, А. Кушнер, Ю. Мориц?.. Конечно, когда подвизаешься в жанре либерального кликушества, всего этого можно просто не замечать. Это стилистика деревенского демагога Глеба Капустина, гениально изображённого В. Шукшиным в рассказе «Срезал». Герой всё допытывался у заезжих кандидатов наук, как они относятся к проблемам шаманизма в отдалённых районах Севера. Это к тому, должна ли «Школа злословия» превращаться в школу блудословия.
Меня клеймили за то, что я дерзнул охарактеризовать 1990-е годы как эпоху исторического провала. Особенное негодование моих визави вызвал мой подход к распаду Советского Союза. Зато когда речь заходила о Гайдаре и Чубайсе, мгновенно вскипало социальное ликование: «истерические взвизги херувимов», как заметил (правда, по другому поводу) один отечественный классик.
Что касается распада Союза, мне и впрямь трудно почесть эту глобальную катастрофу великим историческим благом. Хотя всегда найдутся охотники «отплясывать качучу» на костях собственной страны. Положим, я не люблю Ленина, Сталина, Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова. Но отсюда не следует, что надлежит восторгаться эпохой, символом которой стала коробка из-под ксерокса. Да, позорное десятилетие. Т. Толстая и А. Смирнова пытаются уверить нас в том, что переход к «новой России» обошёлся малой кровью. О чём идёт речь? Тысячи и тысячи трупов в гражданских войнах – в Москве, Чечне, Абхазии, Приднестровье и т.д., и т.п.; взрывы домов, убийства детей, наконец, криминальные войны – это что, малая кровь? Может быть, таковой она представляется из прекрасного американского далёка, где в 90-е годы обреталась одна из телевизионных компаньонок? Но в словах «Беловежье» и «Беслан» совпадают не только начальные слоги. Второе – прямое следствие первого. Не слишком ли велика цена за рекламу прокладок и беспрепятственный отдых на анталийских пляжах? Кстати, кто бы мешал там отдыхать, если бы страна стала действительно демократической и свободной – без чисто обкомовского растаскивания её на части?
...Остаётся лишь повторить максиму Козьмы Пруткова, которой я позволил себе завершить передачу, но которую, натурально, вырезали из телеэфира: «Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны».
«Литературная газета» № 28, 12 июля 2006, с. [10]
|
|