Игорь Волгин
Новости
Биография
Библиография
Стихи
Публицистика
Достоеведение
Студия ЛУЧ
Литинститут
Фонд Достоевского

 
обратная связь mail@volgin.ru

 
официальный сайт
ИГОРЬ ВОЛГИН
Публицистика
<< предыдущий | вернуться к оглавлению | следующий >>


Достоевский и проблемы шаманизма


Герой рассказа В. Шукшина «Срезал» Глеб Капустин повергает во прах занесшегося, по его мнению, кандидата наук следующим неотразимым пассажем: «…Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?»

Образ этого вдохновенного демагога немедленно приходит на ум по прочтении статьи г-на Кувалдина («Независимая газета – Ex Libris», 1997, апрель, № 5), озаглавленной «Бодрая нога достоевсковеда»: наконец-то наша старая шутка* пошла в народ.

Г-н Кувалдин «срезал» нас не по собственной воле. Его вывела из душевного равновесия наша статья «Возлюбленные Достоевского» («ЛГ», 1997, 12 февраля), посвященная книге Л. Сараскиной «Одоление демонов». «…Нет никакой возможности подсчитать, – благородно негодует г-н Кувалдин, – все эти горы генеральских трудов о Пушкине, о Гоголе, о Достоевском… Сколько выполнено плановых научно-исследовательских работ, сколько орденов получено, сколько гонораров проедено!»

И впрямь картина омерзительная. Так и видишь сребролюбивых Лотмана, Эйхенбаума или Бахтина, суетливо оттирающих друг друга от кассы, мимо которой с независимым видом шествует г-н Кувалдин. Или погрязших в низкой корысти сотрудниц Группы по изданию Полного собрания сочинений Достоевского, которые едва ли не четверть века тупили зрение над рукописными текстами – с единственной целью добиться почестей и наград.

И тут нас осенило: ба, ну конечно же! Статья г-на Кувалдина – это изящный литературный розыгрыш. Чуткий автор с удивительной (чтобы не сказать пугающей) полнотой воспроизвел это ущербное (как сказал бы экзистенциальный философ, «несчастное»), «ущемленное культурой» (но при этом пользующееся ее атрибутикой) маргинальное сознание, которое испытывает идиосинкразию ко всему, что выходит за круг ее собственных – сугубо плебейских – представлений.

« – Ученый! – завопил Фома, – так это он-то ученый? Либерте-эгалите-фратерните! Журналь де деба! Нет, брат, врешь!.. Ученый! Да ты сколько знаешь, я всемеро столько забыл! Вот какой ты ученый!»

Это еще один «прототипический» текст – «Село Степанчиково», на которое по неопытности любит ссылаться двойник г-на Кувалдина, укрывшийся за скромным авторским «я». Как и другой «огорченный литератор», Фома Опискин, он преуспел в том роде полемики, что именуется «сам дурак».

Тут следует еще раз оговориться. Речь в данном случае идет не об неведомом нам эмпирическом г-не Кувалдине (лице, хотелось бы верить, почтенном), а о том дремучем литературном монстре образ которого сотворен автором с таким подкупающим реализмом.

Действительно, ведь нельзя же всерьез допустить мысль о том, что эмпирический г-н Кувалдин не подозревает о существовании авторской формы «мы», испокон веков бытующей в отечественной словесности. Разумеется, эмпирический г-н Кувалдин об этом прекрасно осведомлен. Но зато его литературный двойник – невежественный шукшинский эрудит Глеб Капустин (или, если угодно, г-н Кувалдин неэмпирический) с неподражаемым остроумием разоблачает «генеральские обороты», нагло употребленные нами в тех или иных сочинениях. Вот что, оказывается, оскорбляет славного двойника г-на Кувалдина: «Мы желаем понять…», «Нам пришлось убедиться…» и т.д. Кувалдин-второй абсолютно прав! Как говаривал в подобных случаях Пушкин (типичный барин и генерал), «мы бы могли подтвердить суждение наше множеством выписок».

Отныне любая аспирантка (на наш интерес к которым справедливо намекает осведомленное alter ego г-на Кувалдина), говоря «мы», рискует быть уличенной – и поделом! – в мании величия и литературном бесстыдстве.

Итак, двойнику г-на Кувалдина «мы» не любы. С этим трудно, но можно смириться. Гораздо печальнее то, что, истощая свой гнев на столь недостойный предмет, наш ратоборец совершенно манкирует интересами своей подзащитной. Нельзя же в самом деле ограничиться констатацией (пусть даже чрезвычайно глубокой), что в отличие от нас автор полюбившегося г-ну Кувалдину-второму произведения «вдруг взяла да и увидела душу Достоевского». Следовало бы развить эту блестящую мысль. Тем более что «чтение в душах» с недавних пор сделалось видом национального хобби – только мракобес и афей (что, впрочем, одно и то же) не прибегает сегодня к услугам душевидцев, пророчиц и иных вдохновенных кудесников. С другой стороны, можно было бы еще решительнее заклеймить наши потуги постичь цвет шнурков Достоевского, ибо, как легко согласится читатель, именно эта литературная тайна волнует нас больше всего.

Вообще, маргинальное сознание (в его интеллектуально-плебейском варианте), озабоченное «проблемой шаманизма в отдельных районах Севера», не снисходит до презираемой г-ном Кувалдиным (то бишь его размашистым двойником) исторической «мелочевки». Как восклицает о годе ее рождения одна булгаковская героиня: в мае я родилась, в мае! Излишне обременять публику хронологическими подробностями.

Двойник г-на Кувалдина задается опасным вопросом: кто есть писатель? Достанет ли у г-на Кувалдина сил объяснить своему «черному человеку», что писатель это тот, кто хорошо пишет? А кто пишет плохо – разумеется, не писатель.

О том, что сам г-н Кувалдин – художник истинный, должна, по-видимому, свидетельствовать его повесть «Поле битвы – Достоевский», щедрыми отрывками из которой он подкрепил свои горькие критические раздумья. Стилистическое (мы бы даже сказали, ментальное) единство этих двух кувалдинских проз очевидно. Наконец-то автор полностью сливается с образом автора! Редко кому из творцов сопутствует такая удача.

«…Пишите, кто хотите, о Достоевском…», – прокламирует г-н Кувалдин. И что хотите, поспешим согласиться и мы. Дерзайте, ныне ободренны г-ном Кувалдиным. Но в таком случае не возбраняйте и нам свободно высказываться о том чарующем мире, где, ко взаимному умилению, «все позволено».

Впрочем, мы не претендуем на территорию, обозначенную г-ном Кувалдиным как «Поле битвы – Достоевский». Ибо известно: поле битвы остается мародерам.


1997

-------------------------------------------
* См.: Волгин И. Родиться в России. М., 1991. С. 6.



Новости | Биография | Библиография | Стихи | Публицистика | Academia
Студия «Луч» | Литинститут | Фонд Достоевского
developed by Olga Kalinina
Перепечатка материалов с сайта только с разрешения автора. ©2004-2008

© А.В. Емельяненко, концепция сайта